Мать – Сыра Земля

Людям старшего поколения словосочетание "мать сыра земля" может показаться очень знакомым выражением. Скорее всего они даже вспомнят, что слышали его в какой-то грустной песне из советских времен. Но дело все в том, что "Мать – Сыра Земля" это не выражение, а имя славянской языческой богини. Которая, преодолев века и сопротивление Церкви, до сих пор незримо присутствует в православных храмах.

Так по мнению Ансамбля Христа Спасителя выглядит Мать – Сыра Земля

Но сначала по поводу советских воспоминаний.

Песня о которой шла речь выше встречается сразу в трех кинофильмах времен СССР:

1. Свадьба (1944 г.)
2. Хождение по мукам (1977 г.)
3. Небеса обетованные (1991 г.)

Помните эти жалобные строки?

Разлука, ты, разлука,
Чужая сторона,
Никто нас не разлучит,
Лишь мать сыра земля.

Можно тут вспомнить и Наутилус Помпилиус, который исполнял эту песню (естественно в своей обработке):

Даже вроде в "Приключениях Буратино" у шарманки была эта мелодия ...

Кто такая Мать – Сыра Земля?

В пантеоне славянских языческих богов есть всего два божества, которые присутствуют у западных, южных и восточных славян. Это самые древние и сильные (главные) боги: Перун и Мать – Сыра Земля.

"Мать – Сыра Земля" это олицетворение Земли, дающей жизнь всему живому — матери растительного и животного мира. В самой старой традиции, ее мужем является Перун, представляющий образ Неба. А дождь, которым небо орошает землю, это соитие, оплодотворение Земли, перед рождение новой жизни.

Мать – сыра земля

"Мать – сыра земля" – богиня уже оплодотворенная, готовая всегда дать начало новой жизни. Отсюда пошло и устойчивое в русском языке словосочетание "сырая земля".

Обычай клясться на земле – "есть землю", как и, распространенное в устном народном творчестве словосочетание "Земля-матушка", тоже берет свое начало из древнейших верований славян.

А обычай заворачивать в тряпицу горсть родной земли? Славяне, которые активно заселяли новые территории, брали с собой в поход родную землю завернутую в ткань матери или рожавшей жены – матерей их племени и рода.

Мокошь

В более поздние времена, когда славянские народы стали обособляться в три большие группы южных, западных и восточных славян, у каждой из них стал появляться свой пантеон богов. В каждом присутствовал только один персонаж женского пола – то чем стала Мать – Сыра Земля.

  1. У западных, или балтийских, славян, ее называли Живой (Сивой) – богиней урожая и плодородия, схожей с римской Церерой.
  2. У южных славян, образ Матери – Сырой Земли, трансформировался сразу в три божества – Рожаниц (Суджениц). Они предначертывали судьбу, только появившемуся на свет, ребенку.
  3. У восточных славян, возникла Мокошь – богиня богатства, изобилия и урожая.

Мокошь представлялась в образе прядущей, или ткущей, женщины. Ее днем считалась пятница. В этот день славянкам нельзя было прясти и ткать. Надо было приносить Мокше дары и жертвы.

Положительный образ Мокоши в представлении восточных славян

Богиня также почиталась, как жена Перуна (бога Грома), оставшегося главным божеством только у восточных славян.

Князь Владимир, когда восстановил в Киеве капище, включил в него всего шесть идолов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошь. Если Перун, как главный, самый сильный бог, покровитель князя и его дружины, пользовался почетом у дружинников и знати, то Мокошь была самой любимым народным божеством.

Параскева Пятница

С приходом христианства языческие боги никуда не делись, они трансформировались в народные поверья православного толка. Так многие характерные черты Мокоши перешли к образу Параскевы Пятницы – воплощению дня недели.

Икона Параскевы Пятницы

С другой стороны, ее соотнесли с христианскими образами святой Параскевы Сербской и великомученицы Параскевы Иконийской.

Таким образом, во времена раннего христианства на Руси, у народа сформировался некий единый образ святой Параскевы Пятницы.

Ей ставились часовни, рисовались иконы, посвящались скульптурные изображения. Последнее вообще за гранью православных традиций.

Церковь боролась, но так и не смогла победить "народное православие".

Сегодня, в православной традиции, Параскева Пятница ассоциируется с жертвой Христа и Страстной Пятницей, а в народных представлениях, она покровительствует домашнему очагу, браку, невестам и женскому труду.

Во многих частях России стоят храмы и часовни посвященные Параскеве Пятнице.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (Великий Новгород) Первое упоминание церкви в летописи 1207 год.

Похожие подборки:

Великие картины эпохи Возрождения

Красивейшие православные храмы России

Российские иконы: 20 самых известных

Казни: 12 самых жестоких в истории человечества

Классическая музыка: 12 самых известных музыкальных произведений