Самые опасные бактерии

Самыми многочисленными микроорганизмами в нашем мире являются бактерии. Они незаметны глазу, но существуют повсюду – в воздухе, почве, воде и в теле любого живого организма. Подавляющее большинство составляют безвредные и даже полезные микробы, но некоторое количество бактерий весьма опасны и представляют смертельную угрозу для человека. По данным ученых исследований, через 30 лет количество смертельных исходов от бактериальных инфекций может превзойти численность жертв онкологии.

Опаснейшие бактерии: самые смертоносные микроорганизмы

Опаснейшие микроорганизмы
N Микроб Латинское название Болезнь
1 Палочка Коха Mycobacterium tuberculosis Туберкулез
2 Золотистый стафилококк Staphylococcus aureus Кожные инфекции, менингит, пневмония, сепсис и др.
3 Столбнячная палочка Clostridium tetani Столбняк
4 Бледная трепонема Treponema pallidum Сифилис
5 Бацилла антракса Bacillus anthracis Сибирская язва
6 Холерный вибрион Vibrio cholerae Холера
7 Хеликобактер пилори Helicobacter pylori Инфекции ЖКТ
8 Сальмонелла тифи Salmonella typhi Брюшной тиф
9 Клостридии ботулизма Clostridium botulinum Ботулизм
10 Аспергилл Aspergillus Мицетомы

Микобактерий туберкулеза

Палочка Коха является самой опасной бактерией в мире на сегодняшний день. Среда обитания бактерии – позвоночник любого млекопитающего. При ослаблении иммунной системы очень быстро поражает легкие, печень, почки, кости, лимфоузлы. Микобактерия отличается высокой живучестью и может существовать в водной среде и почве до 6 месяцев, на оболочках продуктов питания – до года, в человеческом организме – всю жизнь.

Четвертая часть мирового населения заражена латентным (скрытым) туберкулезом и, возможно, даже не подозревает об этом. Но серьезное поражение иммунитета может дать толчок развитию болезни. Только в России ежегодная смертность от заболевания составляет порядка 20 тыс. человек. Основной причиной является легкость заражения – воздушно-капельный путь. Вовремя выявить и предупредить туберкулез поможет ежегодная процедура флюорографии.

Палочка Коха

Золотистый стафилококк

Бактерия кокки имеет шаровидную форму ярко-желтого цвета, в соединениях напоминающую гроздь винограда. Микробы весьма устойчивы к медикаментозному лечению мощнейшими антибиотиками и антисептиками, легко выживают при отсутствии водной среды и высоких температурах. Кроме того их нельзя убить уксусом, перекисью водорода и даже спиртом. Однако при поражениях кожного покрова они легко уничтожаются зеленкой.

Заражение стафилококком провоцируют формирование различных тяжелых болезней, которые представляют особую опасность в детском и преклонном возрасте. Колонии золотистой кокки поражают верхние отделы дыхательной системы, каналы мочеполовой системы, открытые раны и могут быть обнаружены у каждого третьего. Главную угрозу представляет быстрая выработка микробами иммунитета к антибиотикам. Как ни странно, но особенно устойчивые кокки обитают в учреждениях медицины.

Золотистый стафилококк

Столбнячная палочка

Этот микроб является возбудителем тяжелой и смертельно опасной болезни – столбняка. При этом по медицинской классификации бактерия причисляется к условно-патогенным микроорганизмам. Чаще ее можно обнаружить у диких и сельскохозяйственных животных. Через фекалии споры микробов попадают в почву и водоемы, где существуют годами.

Колонии спор столбнячной палочки чрезвычайно устойчивы и выживают в крайне неблагоприятных условиях. Даже кипячение убивает их только через 2-3 часа. Сама бактерия не слишком опасна для человеческого организма. Но при заражении и благоприятных условиях она вырабатывает ряд крайне опасных токсинов, вызывающих повреждение нервной системы и клеток крови, что может привести к быстрому летальному исходу. Для профилактики заболевания людям делают прививку противостолбнячной вакциной.

Столбнячная палочка

Бледная трепонема

Микроорганизмы бледной спирохеты являются возбудителями тяжелого венерического заболевания – сифилиса. Их отличие от других одноклеточных заключается в необычном строении. Бактерия закручена в спираль и при движении сокращается и изгибается подобно змее. Трепонема не нуждается в кислороде и прекрасно чувствует себя в человеческом организме.

Основной путь бактериального заражения – половой контакт. Однако передача инфекции может произойти и в бытовых условиях (через средства личной гигиены), при процедуре переливания крови, а также внутриутробно, от зараженной матери плоду. В наше время заболевание легко излечимо на I и II стадии, но III этап чреват серьезными последствиями с необратимыми изменениями во всем организме.

Бледная трепонема

Бацилла Антракса (сибирской язвы)

Этот опасный агент вызывает тяжелейшие поражения организма, как правило, вызывающие летальный исход. Бацилла представляет палочковидную неподвижную клетку способную образовывать споры, которые весьма устойчивы к влиянию окружающей среды и сохраняют активность многие годы. Основным источником заражения человека является инфицированный домашний скот.

Проникновение бактерий сибирской язвы в организм животного происходит через корма, содержащие споры, испражнения мелких и крупных травоядных, а также через укусы насекомых – слепней, мух, оводов. Симптоматика болезни проявляется практически мгновенно. Животное начинает лихорадить, появляются судороги, нарушения деятельности мозга, кишечника, сердечного ритма. После мучительных страданий в течение 5-6 дней скот гибнет.

Бацилла Антракса (сибирской язвы)

Холерный вибрион

Этот вид опасных бактерий вызывает у людей сильнейшие поражения желудочно-кишечного тракта с приступами диареи, рвоты и интенсивным обезвоживанием организма, что чревато гиповолемическим шоком и летальным исходом. В окуляре микроскопа вибрион предстает в виде короткой изогнутой палочки с хвостиком, который обеспечивает ему подвижность. Он обладает хорошей выживаемостью и устойчивостью к условиям окружающей среды.

Заражение холерным вибрионом происходит орально-фекальным способом. Существуют люди носители вибрионов, которые не имеют ни малейшей симптоматики болезни, но постоянно выделяют в окружающее пространство большое количество холерных бактерий. Через фекалии микробы проникают в почвенную и водную среду, откуда представители насекомых (чаще мухи) разносят их по предметам быта и пищевой продукции. Холера – болезнь эпидемическая, ее основные очаги возникают в странах Африканского континента, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Холерный вибрион

Хеликобактер пилори

В 80-х годах прошлого века был открыт вид бактерий, способных существовать в агрессивной среде человеческого желудка. Спиралевидные микроорганизмы прекрасно размножаются и поддерживают свою популяцию на слизистых желудка и двенадцатиперстной кишки. Хеликобактер провоцирует развитие эрозий и язв пищеварительного тракта. Заболевания сопровождаются изжогой, тошнотой, рвотой.

Коварство патогенной бактерии заключается в выделении особых веществ, защищающих ее от реакции иммунитета человека. Заражение происходит бытовым способом и если в семье выявлен носитель пилори, то заражены все члены семьи и даже домашние животные. Эти бактерии можно обнаружить у половины земного населения. Но проявлять активность и разрушать слизистую желудка микробы начинают под воздействием провоцирующих факторов – стрессов, снижения иммунной защиты, неправильного питания и т.д.

Хеликобактер пилори

Сальмонелла Тифи

Бактерия является очень опасным патогеном, провоцирующим острые кишечные инфекции (сальмонеллез) и брюшной тиф. Она имеет палочковидную форму, облепленную фиолетовыми волосками, при помощи которых передвигается. Микроорганизмы выделяют токсичный яд опасный только для человека. Обладают повышенной устойчивостью к условиям внешней среды, могут жить на плодоовощных продуктах до 2-х недель, а в молочной продукции успешно размножаются.

Заражение происходит орально-фекальным путем через инфицированное мясо птицы, яйца, свинину. Заболевание протекает очень тяжело и характеризуется общей интоксикацией организма, поражением лимфоузлов, печени и селезенки, сильной лихорадкой и кожными высыпаниями. Больные с пониженной кислотностью желудка, иммунодефицитом подвержены более высокому риску заражения и самым тяжелым формам болезни. Вероятность летального исхода (вне зависимости от форм терапии) составляет 4-5 %, около 2-х% поправившихся больных становятся носителями патогена.

Сальмонелла Тифи

Клостридии ботулизма

Ботулиновые палочки широко распространены в природе. В неблагоприятных условиях микроорганизмы превращаются в споры и могут существовать десятилетиями в почве и водоемах. Бактерии взывают тяжелейшее заболевание – ботулизм, при котором происходит поражение нервной системы человека.

Главную угрозу несет человеку выделение микробами сильного органического яда – ботулотоксина. Он имеет свойство накапливаться в просроченных, особенно консервированных пищевых продуктах. Яд не разрушается при солении и замораживании, а также на него не действует соляная кислота желудка. Больному человеку грозит паралич дыхательной системы с развитием гипоксии и как следствие – летальный исход. Разрушить токсин может только качественная термическая обработка.

Клостридии ботулизма

Аспергилл

Эти микроорганизмы являются самыми распространенными и весьма опасными бактериями грибкового семейства плесневых. Их споры распространены повсюду, кроме пожалуй вакуума и обстановки абсолютной стерильности. Частичками мицелия заполнен воздух и при возникновении благоприятных условий – повышенной влажности, резких скачков температуры, отсутствия притока и оттока свежего воздуха они быстро приживаются и начинают активно размножаться.

Заражение людей и животных плесневелыми аспергиллами происходит при дыхании в зараженной атмосфере и вызывает тяжелое заболевание – аспергиллез. Болезнь вызывает поражение нервной, дыхательной и репродуктивной систем, желудочно-кишечного тракта, органов чувств. Кроме того бактерии провоцируют развитие рака кожи. В отсутствие медикаментозной терапии инфекционное заболевание может привести к летальному исходу.

Аспергилл